Техническое и бизнес-обучение для специалистов и руководителей
Хотите узнать детали и принять участие в программах?
Пишите: krona@gturp.spb.ru
Звоните: 8 (812) 747-29-26,786-53-09,746-54-55
Режим работы: Пн-Пт 9.30-17.15

Прошедшие мероприятия

Cеминар «Школа ответственного руководителя». 2-6 декабря

«Разделяй и властвуй» — мудрое правило,
но «объединяй и направляй» — ещё лучше.
И. Гёте.

Руководить – это не кашу варить

В чём идея?

Рыночная экономика предъявляет всё больше требований к игрокам рынка в связи с растущей конкуренцией. Именно поэтому при завоевании рыночных позиций, компаниям необходимо обращать внимание не только на внешнюю, но и на внутреннюю среду. Ситуация внутри организации напрямую влияет на общий итог деятельности. Внутреннюю ситуацию можно рассматривать как единое целое, а можно перейти к частным процессам, протекающим в отдельных функциональных единицах, – отделах компании. В каждом отделе есть свой коллектив, которым управляют. Процесс управления людьми – это непростое занятие. Но если овладеть им, то половина успеха будет достигнута. Большие проблемы возникают, когда управленческую должность занимает человек без специального образования и опыта. Очевидно, результат работы подразделения тесно связан с эффективностью и управленческим потенциалом руководителя.
Может возникнуть вопрос: «А как сам руководитель чего-то добьётся, если подчинённые ничего не хотят?» Свита делает короля. Руководитель должен уметь отслеживать ситуацию в своём подразделении. И как волк изгонять «паршивых овец» — тех нерадивых сотрудников, которые тормозят развитие организации, мешают наращиванию потенциала компании, не хотят и не пытаются справляться с обязанностями. Умение ранжировать ряды подчинённых — это лишь верхушка айсберга. Всем хитростях управленческого процесса и роли начальника в нём был посвящён семинар «Школа ответственного руководителя», который состоялся в Институте «КРОНА» со 2 по 6 декабря 2013 года.

Простор для знаний и опыта

Что же нужно знать и уметь руководителю? Вопрос не праздный. Для начала необходимо ввести критерий успешного руководителя. Между преуспевающим управленец и ответственным исполнителем есть разница. Управленец не только эффективно решает конкретные задачи, но и добивается того, что эффективно начинают трудиться подчинённые (исполнители). Руководитель должен уметь так выстраивать профессиональное общение с исполнителями, так ставить цели своим подчинённым, чтобы они понимали, как этих целей добиться, что для этого нужно сделать. Важно, чтобы так информация, которую доносит руководитель, была услышана и понята правильно подчинёнными. Исполнитель, пусть даже опытный и хороший специалист, может оказаться бессильным, если речь идёт об организации не только своей работы, но и работы других людей, так как не имеет опыта влияния на других. Но не только общение является единственным действенным инструментом в работе управленца.
Общение – это лишь часть «одежды» руководителя. Необходимо помнить о моделях поведения. Стиль управления определяет эмоциональный посыл руководителя. Будь то авторитарная непоколебимая позиция или демократический стиль, предполагающий готовность к диалогу. Руководитель – это ещё и человек, у которого должно быть прекрасное чувство времени. Управленец ответственен не только за своё рабочее время, но он влияет на использование временных ресурсов подчинёнными. Поэтому рациональное планирование деятельности и качественное соотнесение времени и рабочих задач – важный штрих к портрету начальника. Помимо времени, в руках руководителя сосредоточены и другие ресурсы. Умение грамотно использовать их и распределять в зависимости от приоритетности задач также является ярким показателем хорошей управленческой «природы».
Общение «руководитель-подчинённый» подразумевает разные подходы к нему. Тут мы делаем вывод, что руководитель должен быть подкован психологически. При этом необязательно быть асом в психологии. Достаточно владеть необходимым багажом знаний в области психологии личности. Скорее, уместно говорить об осведомлённости руководителя в области психологических подходов для достижения целей.
В ряде случае начальник выступает наставником для подопечных. Передача опыта – это значимая часть трудового процесса. И в этом процессе очень важно помнить о психологии обучения взрослых людей, для которых остаётся действенным принцип – «А что мне это даст (и не только в смысле денег), а вообще для работы?» Поэтому наставничество, как таковое, должно представлять собой обоюдный процесс: желание старшего товарища делиться опытом и желание подопечного перенимать знания наставника.

Решали рабочие вопросы

«Практика, практика и ещё раз практика» – перефразируем заветные слова небезызвестного для нашей страны человека. Теория может быть очень стройной и красивой, но она ничто без закрепления знаний на практике. Главное в любом обучении – это прикладное значение. Человек должен ответить на один простой вопрос: «Зачем мне это нужно?» Если ответ предполагает получение новой и полезной информации, саморазвитие, то значит, время на занятия будет потрачено не зря. У человека есть явная положительная мотивация. Если ответ негативный: «Меня отправили с предприятия…». В этом случае эффект от учебного курса может заметно снизиться.
Знание и понимание трудового законодательства является дополнительным преимуществом для руководителя, когда возникают спорные ситуации, например, с начислением заработной платы. Трудовое право регулирует взаимоотношения работодателей и работников. Но есть ещё чисто «человеческие» моменты. Руководитель должен определить для себя позицию: «Я полностью принимаю сторону компании, и люди в моём отделе – это винтики, причём некоторые ржавые, но и ладно?» или «Я на стороне своих подчинённых и не дам их в обиду?», или «Я стараюсь учитывать интересы компании и гармонизировать их с интересами моих подчинённых?» В зависимости от выбора руководителя, становится очевидной и стратегия поведения, распределение ресурсов и многое другое.
На семинаре участники осваивали все нюансы на разных примерах из жизни. Однако благодаря общению с преподавателями и тем рекомендациям, которые они давали, для обучающихся становились доступны варианты позитивного исхода некоторых рабочих ситуаций.   Это задавало нужный тон обучению и поддерживало участников в тонусе. Некоторые составили свой список вопросов, вызывающих трудности в рабочем процессе. Так Артём Котенко, директор по развитию ООО «ВолгоГофроПак» смог найти ответы на интересующие вопросы. Например, «По истечении какого времени неиспользованные работником отпуска «сгорают?», «Может ли оклад на испытательном сроке быть ниже, чем в штатном расписании?» и т.д.
Тренинги, кейсы, деловые игры – активные формы обучения, которые являются неотъемлемой частью любых лекций. Именно благодаря насыщенной практической части обучения достигается нужный результат – знания усваиваются легче и становятся применимыми в жизни, а не превращаются в «мёртвый груз».

Только положительные оценки

 Многие компании понимают необходимость развивать своих «начальников» и находят средства для этих целей. Причём это могут руководители совершенного разного уровня. Лишними знания не бывают. Ведь вкладывая, мы рано или поздно получаем отдачу. Нельзя требовать от человека того, что он не знает или не умеет. Сначала надо давать ему возможность получить необходимые навыки, а уже потом требовать показатели эффективности. В семинаре приняли участие сотрудники Санкт-Петербургской бумажной фабрики Гознака и представитель компании ООО «ВолгаГофроПак». Положительное впечатление от семинара превосходно отражают слова Андрея Филимонова: «Очень познавательно. Я обязательно буду применять эти знания, полученные на семинарах в своей области работы и в жизни. Очень помогают кейсы и игры, которые позволяют учиться на конкретных примерах из жизни. Это впечатление, которое невозможно выразить словами, только хорошими эмоциями. Круто!»

Евгений ОШИН,
Институт «КРОНА» при СПбГТУРП